Последние годы были самыми тяжёлыми для отечественного кинематографа. Постоянные споры о насущном денежном вопросе и обсуждения ставшего в последнее время расплывчатым понятия "национальное кино" – всё это с трудом могло позитивно отразиться на выпускаемых фильмах.
Но на деле не всё так плохо, поскольку худо-бедно в прокате появляются как качественные, так и работы рангом пониже. Особняком традиционно стоят фильмы, основанные на реальных событиях, о войне и различного рода конфликтах. В 2010 году к таким можно отнести нашумевшие "Кандагар" и "Брестскую крепость". 2011 откроется очередной попыткой, точнее даже не попыткой, а твёрдым шагом вперёд – фильмом "Тихая застава".
|
|
Слева направо: Юрий Коновалов, Александр Алешкин, Азамат Нигманов, Адель Зайнуллин
|
Символическая тарелка |
|
Режиссёрский дебют Сергея Маховикова (первый полный метр) заслуживает не только внимания со стороны критиков, но и обычного зрителя. Впрочем, логично начать говорить о фильме именно с исторической справки. Не стоит забывать о том, что "Тихая застава" была снята по одноимённой книге Валерия Поволяева. В основу картины были положены реальные события, произошедшие в 1993 году. |
Историческая справка.
Бой на 12-й пограничной заставе Московского погранотряда произошёл во вторник 13 июля 1993 года. При попытке прорыва на территорию Таджикистана группы таджико-афганских боевиков российские пограничники более одиннадцати часов сдерживали противника, после чего отступили. В неравной схватке погибли 25 человек со стороны российских пограничников. В тот же день застава была отбита после прибытия подкрепления. По итогам боя шестеро пограничников были удостоены звания Героя России (из них четверо — посмертно):
рядовой Сергей Борин (посмертно) сержант Сергей Евланов сержант Владимир Елизаров (посмертно) лейтенант Андрей Мерзликин сержант Сергей Сущенко (посмертно) рядовой Игорь Филькин (посмертно) |
|
Андрей Мерзликин |
Лариса Шахворостова |
|
Фильм начинается довольно символически. Пусть распад СССР – это уже дело прошлого, но на 12-й пограничной заставе время как будто остановилось. Портрет Ленина, карта СССР и надпись "Граница СССР священна и неприкосновенна" подчёркивают данный факт. Мирные пейзажи, прекрасная солнечная погода и дующий ветерок не предвещают кошмара, который случится через несколько дней после этого. Быт солдат, заставный городок восстановлены настолько точно, что с трудом можно найти отличия от прототипа. Сами солдаты и их отношения внутри погранотряда наиболее ярко свидетельствуют о ситуации. Молодые, не постигнувшие ещё такого понятия как страх и смерть, мальчишки не представляли, что может произойти в мирное время.
|
Потрясающая выдержка при создании характера каждого из бойцов открыла Маховикову дверь в прошлое. Если из фильма убрать элементы современного экшена и российский триколор с военной формы солдат, то спокойно можно было бы поставить "Тихую заставу" в один ряд с героически-поучительными фильмами времён СССР. Рушит это представление только сцена боя, когда сначала разлетаются карта СССР и портрет Ленина, а потом практически полностью сгорает флаг Советского Союза. |
|
Нино Нинидзе |
Вполне уместно будет сравнить фильм с картиной "Мы из будущего", где, собственно, сыграл сам Сергей Маховиков. Ряд интересных идей не просто "перекочевали" из работы Андрея Малюкова, они принципиально эволюционировали, став при этом самобытным материалом для "Тихой заставы". Работа Алексея Учителя (речь о фильме "Пленный") вполне могла бы стать неплохим подспорьем для демонстрации боевиков и их самобытной "культуры". В результате получается так, что "Тихая застава" не просто выделяется из ряда последних работы в жанре военной драмы, а показывает новую волну. Волну современного кино с корнями, уходящими далеко в прошлое. Это не просто патриотическое и поучительное кино, перед зрителем самый настоящий зрелый продукт отечественного кинопрома.
Игорь Савочкин |
|
Сергей Селин |
Ещё одна тема, поднятая в фильме и актуальная в наше время, – это интернациональная дружба. Отношения между пограничниками и мирными жителями кишлака показаны в духе братства и взаимопонимания. Даже вмешательство пограничниками в обычаи местных жителей воспринимаются последними положительно. Подобное могло быть только в то время, когда под словом братство понимали дружбу, а не борьбу. Хоть Маховиков вскользь касается проблемы темы интернациональной дружбы, это лёгкое "касание" лишний раз показывает, что перед нами фильм больше не российский, а картина с хорошими советскими корнями.
Андрей Чадов и Чара
Подводя итог всему вышесказанному, хочется порадоваться за российского зрителя. Настоящая глубокая работа получилось у дебютанта Сергея Маховикова. Сильная во всех планах картина оставляет очень много надежд. Ведь подобные фильмы никогда не проходят мимо. Про них будут помнить точно так же, как сейчас мы помним про картины, отражающие время Великой Отечественной войны.
Андрей Трунов
Кинопортал Ovideo.ru
|